С т А нем Д рузьями: Э тология Д емонстрирует Е динство М ир А

Зачесова Е.В.,

руководитель команды САД ЭДЕМА

Приветствую всех участников ДООБ-2005.

Предлагаю вашему вниманию статью об особенностях образовательной технологии "Творческая мастерская"

Сначала предлагаю всем желающим обзорно познакомиться с открытыми образовательными технологиями (ООТ).

Открытое образование – явление новое и термин новый. Говоря простым языком, открытое образование обозначает один из путей организации образовательного процесса в современных условиях.

Открытость как качество современного образования предполагает, что получение образования доступно любому желающему, с различным уровнем исходных знаний, на основе использования современных информационных и педагогических технологий, в ритме, удобном учащемуся.

Открытое образование предполагает практически неограниченный доступ к образовательным ресурсам и предоставляет ученику возможность самостоятельно без довлеющего сопровождения взрослого войти в образовательную среду, действовать в ней и оценить свой образовательный результат.

Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков.

Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.

Одной из технологий открытого образования является «Творческие (педагогические, французские) мастерские».

Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

В поисках ключей к смыслам

Н.И. Белова

«Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции, в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас в роли президента ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис. Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.
Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

• личностного саморазвития;

• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

• функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

• культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

• социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Педагогическая мастерская состоит из взаимосвязанных этапов:

• актуализации и систематизации субъективных знаний;

• объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства.
Основой активного получения новых знаний в любой сфере, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Например, в мастерской построения знаний она может быть представлена так:

Индукция > творческий процесс > творческий продукт > осознание его закономерностей

........^................................................................................................................v..........

новый продукт < коррекция своей деятельности < соотнесение с достижениями культуры
Принципы и правила ведения мастерской

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.

2. Право каждого участника на ошибку.

3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:

право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);

право не участвовать на этапе предъявления результата.

5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

• диалоги участников мастерской

• диалоги отдельных групп

• диалог с самим собой

• диалог с научным или художественным авторитетом.

7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

Если вам интересно узнать больше об этой образовательной технологии, можно обратиться к работам педагогов-мастеров из Санкт-Петербурга Н.И Беловой и Н.Н. Наумовой, например, "Экология в мастерских: Методическое пособие". - СПб.: "Паритет", 2004. - 224 с. (Серия "Педагогическая мастерская").

| о школе | наши объекты | на главную | другие ООТ | список работ | обучающий тур (отчет) | обучающий тур (ответы) |
Хостинг от uCoz