|
Зачесова Е.В.,руководитель команды САД ЭДЕМА
Приветствую всех участников ДООБ-2005.Предлагаю вашему вниманию статью об особенностях образовательной технологии "Творческая мастерская" Сначала предлагаю всем желающим обзорно познакомиться с открытыми образовательными технологиями (ООТ). Открытое образование – явление новое и термин новый. Говоря простым языком, открытое образование обозначает один из путей организации образовательного процесса в современных условиях. Открытость как качество современного образования предполагает, что получение образования доступно любому желающему, с различным уровнем исходных знаний, на основе использования современных информационных и педагогических технологий, в ритме, удобном учащемуся. Открытое образование предполагает практически неограниченный доступ к образовательным ресурсам и предоставляет ученику возможность самостоятельно без довлеющего сопровождения взрослого войти в образовательную среду, действовать в ней и оценить свой образовательный результат. Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению. Одной из технологий открытого образования является «Творческие (педагогические, французские) мастерские». Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей: • не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося; • не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира; • не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции; • не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество В поисках ключей к смыслам Н.И. Белова «Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции, в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас в роли президента ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис. Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.
• личностного саморазвития; • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; • функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания; • культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма; • социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.
• актуализации и систематизации субъективных знаний; • объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства.
Индукция > творческий процесс > творческий продукт > осознание его закономерностей ........^................................................................................................................v.......... новый продукт < коррекция своей деятельности < соотнесение с достижениями культуры
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя. 2. Право каждого участника на ошибку. 3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. 4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы: • право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); • право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя); • право не участвовать на этапе предъявления результата. 5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс. 6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. • диалоги участников мастерской • диалоги отдельных групп • диалог с самим собой • диалог с научным или художественным авторитетом. 7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. 8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры. Если вам интересно узнать больше об этой образовательной технологии, можно обратиться к работам педагогов-мастеров из Санкт-Петербурга Н.И Беловой и Н.Н. Наумовой, например, "Экология в мастерских: Методическое пособие". - СПб.: "Паритет", 2004. - 224 с. (Серия "Педагогическая мастерская"). |
| о школе | наши объекты | на главную | другие ООТ | список работ | обучающий тур (отчет) | обучающий тур (ответы) | |