|
Зачесова Е.В.,руководитель команды САД ЭДЕМА
Приветствую всех участников ДООБ-2005.Предлагаю вашему вниманию статью о возможностях применения на уроках биологии образовательной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" Сначала предлагаю всем желающим обзорно познакомиться с открытыми образовательными технологиями (ООТ). Открытое образование – явление новое и термин новый. Говоря простым языком, открытое образование обозначает один из путей организации образовательного процесса в современных условиях. Открытость как качество современного образования предполагает, что получение образования доступно любому желающему, с различным уровнем исходных знаний, на основе использования современных информационных и педагогических технологий, в ритме, удобном учащемуся. Открытое образование предполагает практически неограниченный доступ к образовательным ресурсам и предоставляет ученику возможность самостоятельно без довлеющего сопровождения взрослого войти в образовательную среду, действовать в ней и оценить свой образовательный результат. Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению. Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Пример использования РКМЧП,текст "Морские черепахи" Я предлагаю всем желающим включиться в небольшое занятие, в котором предлагаю вам одновременно выступать в двух ролях: ученика, активно участвующего в процессе получения и переработки новой информации и педагога, наблюдающего за происходящим и анализирующего происходящее. Все,что мы сегодня с вами будем делать, вся наша работа будет построена в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Сначала немного истории.Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование». Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Технология РКМЧП позволяет решать задачи: • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание. В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости. Базовая модель технологии. 1. ВЫЗОВ (EVOCATION)• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме; • пробуждение интереса к изучаемой теме; • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; • побуждение ученика к активной деятельности. Значение стадии вызова: 1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. 2) Происходит активизация обучаемого. Учение – активная деятельность. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем. 2. ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATION OF MEANING) • активное получение новой информации; • осмысление новой информации; • соотнесение новой информации с собственными знаниями; • отслеживание процесса познания и собственного понимания. Значение стадии осмысления: 1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова. 2) Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным. 3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез. 3. РАЗМЫШЛЕНИЯ (REFLECTION) • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; • выработка собственного отношения к изучаемому материалу; • выявление еще непознанного; • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций; • поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»). Значение стадии рефлексии: 1) Происходит выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Идет рефлексия своего процесса учения. 3) Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять. Практическая частьТеперь, когда вы достаточно подкованы теоретически, можно переходить к собственно занятию.
Предлагаю применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Она используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии. Описание: читателям до начала чтения фронтально предлагается вопрос: «Что вы знаете или думаете, что знаете, о теме нашего занятия "Морские черепахи"?» Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания(!) (нельзя не только произносить: "правильно-неправильно-спорно-интересно", но и выражать эти мысли на лице). Мне пришлось специально этому учиться, зато сейчас я просто всем говорю "спасибо" и записываю поступившие варианты. Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия. На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы. Только после этой довольно активной работы текст предъявляют к прочтению. Разумно при этом использовать комбинированный прием «Чтение с пометками и таблица INSERT», который традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов. Название приема представляет английскую абревиатуру: I – interactive N – noting S – system Е – effective R – reading and Т – thinking и переводится как «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления». Описание приема: во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки, "V", "+", "-", "?", а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.
В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально. Теперь настало время читать собственно текст. Морские черепахиВ океанах плавают самые большие черепахи в мире. Эти гигантские пресмыкающиеся называются морскими черепахами. Если бы вы и вся ваша семья одновременно могли встать на весы в ванной, то ваш общий вес был бы меньше, чем вес этих кожистых черепах. Кожистые черепахи являются крупнейшими из пяти различных видов черепах, которые встречаются вдоль Атлантического побережья США и побережья Мексиканского залива. Некоторые из них весят более 682 килограмма или 1500 фунтов! Четыре другие вида черепах – это каретта, черепаха Ридли, ложная каретта и большая черепаха. Последняя из них – это не та крошечная зеленая черепашка, которую вы можете купить в зоомагазине, хотя она является ее родственницей. Морские черепахи плавали в открытом море и в прибрежных заливах по всему миру в течение миллионов лет. Они имеют мощное тело для того, чтобы жить в океане. У них сильные плавники для плавания, а так же они обладают способностью, набрав в грудь воздуха, находиться под водой более часа. Огромные твердые панцири защищают их от большинства врагов. Но для голодной акулы даже мощная черепаха кажется весьма аппетитной. Когда морская черепаха подвергается нападению, она может поднять свой корпус и бить плавниками по воде, чтобы отпугнуть нападающего. Черепахи плавают в морях стаями. Группа черепах в течение года может проплыть более тысячи миль. Большую часть своего времени они проводят на поверхности моря и спят. Иногда они заплывают в реки, которые впадают в океан, где их ловят на крючки рыболовы. Но достаточно одного взмаха огромного плавника, и леска рыболова порвана. Многие рыболовы удивились бы, если бы узнали, что крупная рыба, которая сорвалась с их крючка, на самом деле была очень крупной морской черепахой. В море черепахи находят различные виды пищи. Часто они имеют на обед только рыбу, но иногда едят также морские растения, крабов, моллюсков, устриц, креветок, даже медуз. Мы знаем об этих морских гигантах очень мало. Практически их можно увидеть только в зоопарках или крупных аквариумах. Мы знаем, однако, что они проплывают огромные расстояния по морю, но возвращаются поздней осенью и летом каждый год в тот же самый район, для того, чтобы совокупляться и откладывать яйца. В Соединенных Штатах места их размножения находятся в основном вдоль побережья от Северной Каролины до Техаса. Летними ночами во время прилива большие черепахи-мамы подплывают к берегу, чтобы построить гнездо и отложить яйца. Каждая из них ходит по пляжу до тех пор, пока не найдет наиболее подходящее место для того, чтобы устроить там гнездо. Она выкапывает неглубокую ямку в песке, используя все четыре плавника. Затем она начинает делать круглую дырку в песке, используя лишь только задние плавники. Очень осторожно она двигается из стороны в сторону и по очереди своими плавниками аккуратно вынимает из ямы песок. Когда яма достигает достаточной для нее глубины – обычно около 60 см (2 фута) глубиной и 25см (10 дюймов) шириной – она перестает копать и начинает откладывать свои яйца. Когда яйца начинают вываливаться из нее, она перестает обращать внимание на зевак. По ее лицу текут крупные «слезы». Но на самом деле она не плачет. Глаза ее все время смачиваются водой для того, чтобы она могла вымывать из них песчинки. Черепахе-матери требуется примерно 20 минут, чтобы отложить от 100 до 150 яиц. Они абсолютно круглой формы, размером с мячик для гольфа, у них толстая скорлупа, и поэтому они не разбиваются, когда падают в гнездо. Черепаха немедленно закрывает яму песком, утрамбовывает песок своими плавниками и присыпает сверху еще песком, чтобы гнездо никто не смог найти. Отдохнув несколько минут, она поворачивается к темному океану, устало входит в прилив и уплывает в море. Яйца ее нагреваются на солнце, и молодые черепашки вылупляются из них, предоставленные полностью сами себе. Во время лета черепаха-мать может «гнездоваться» несколько раз. После каждого гнездования она присоединяется к своему партнеру в море. Черепаха-отец никогда не вылезает из моря на берег, а ждет конца лета, когда вся группа снова может продолжить свои путешествия. Маленькие черепахи вылупляются из яиц примерно через 60 дней. Их размер колеблется от 1 до 4 дюймов в зависимости от вида морской черепахи. Общими силами они прорывают туннель и выбираются на поверхность пляжа. Они дожидаются ночи и затем неожиданно выскакивают из гнезда, где их радостно встречают враги, жаждущие их съесть. На берегу водятся еноты, дикие собаки, кабаны и другие враги, которые ищут пищу, а в море ждут большие рыбы. Никто не знает, что происходит с малыми черепашками после того, как они уплывают в океан. И их становится видно только тогда, когда они подрастут. Немногие из этих крошек доживают до зрелого возраста. Хорошо, что сейчас разработаны специальные программы защиты морских черепах, которые включают охрану традиционных мест гнездовий и запрет охоты на черепах в открытом море. (Особо отмечаю, что текст предъявляется для развития критического мышления, поэтому не все в нем бесспорно!) Когда текст прочитан и таблицы заполнены, целесообразно объединиться в мини-группы (4-8 человек) и обсудить результаты. Во время проговаривания информация лучше усваивается и дополнительно структурируется. После обсуждения в мини-группах можно вернуться к фронтальной работе. На стадии рефлексии можно задавать следующие вопросы. Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текста. • Какие знания подтвердились? • Какие не подтвердились? Посмотрите на список "Хочу узнать", проверьте, удалось ли получить все ответы. Вы можете вновь обратится к статье и посмотреть на свои пометки. Обсудите, какая часть полученной информации произвела на вас наибольшее впечатление. • Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из вашей собственной жизни… • Или просто озадачила… • Какие мысли статья у вас вызвала? • Какие вопросы возникли в связи с ней? Применение открытых образовательных технологий открывает множество возможностей, но самое главное в любой педагогической новации, чтобы она позволяла учителям лучше учить, а ученикам - лучше учиться. Если вам интересно узнать больше об этой образовательной технологии, можно посетить страницы по ссылкам и найти, к примеру, список работ двух Елен: Трифоновой и Генике; или две работы Юрия Николаевича Петрова, с которым мы вместе работаем в МИОО; по этой ссылке можно связаться с Сергеем Измаиловичем Заир-Беком ; а по этой можно попасть на статью из издания "1 сентября"; это мнение заведующей кафедрой теории и методики преподавания гуманитарных дисциплин ЯИРО И.Р. Калмыковой ; а здесь можно прочесть статью профессора Дэвида Клустера (США); дальше, мне кажется, вы сами разберетесь...
Литература 1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во "Бонфи", 2002. - 239 с. 2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. - М.: Просвещение, 2004. - 236 с. 3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина - М.: ИТиИП РАО, 2004. - 524 с. 4. Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой - М.: АПКиПРО, 2002. - 88 с. | ||||||||
| о школе | наши объекты | на главную | другие ООТ | список работ | обучающий тур (отчет) | обучающий тур (ответы) | |